Секрет искусства

«Мастерство художника заключается в том, что он может изобразить значительной любую вещь», — так некогда высказался об искусстве известный немецкий писатель XX века, театральный и общественный деятель Бертольд Брехт.

Так, еще в далеком 1975 году старшина милиции в отставке Николай Степанович Харза, командир отделения по охране Госбанка Ленинского (г. Бреста) отдела начал заниматься для себя одним из интересных видов декоративно-прикладного искусства – резьбой по дереву.

Как поясняет Николай Степанович, «в те годы, в семидесятые, я работал милиционером в спецкомендатуре. Всякое пришлось увидеть на своем веку. Но то, что мне тогда запомнилось, оставило приятный оттенок в моей жизни: в те времена я увидел, как заключенные брали в руки кусок фанеры и начинали творить на нем «настоящие шедевры». Вот и я решил попробовать заняться этим видом искусств и, как в народе говорится, заразился».

В совсем небольшой, но довольно-таки уютной квартире Николая Степановича все украшено поистине настоящими шедеврами. Заглянув в зал, в правой части комнаты можно увидеть на стене картину «Русская красавица», а если перевести взгляд в другую сторону, можно отыскать шедевр под названием «Благородный олень», а в конце комнаты на картине «Всадники» можно наблюдать настоящий богатырский поединок…

В коллекции Николая Степановича можно найти и такие картины, как «Мать и сын», «Бог», «Богатырь», «Рассвет в лесу», «Отцы и деты», созданная по мотивам одноименной повести русского классика Ивана Тургенева и многие другие, которых, по словам самого художника, насчитывается более 50. Но особое место в его доме отводится композиции с часами под названием «Две совы», которую Николаю Степановичу ко Дню его рождения подарил сын Николай, собственноручно вырезавший из дерева фигуры двух ночных птиц, таким образом символизируя службу отца в Департаменте охраны.

«Над выбором «сюжета»  следующей картины у меня никогда не возникало сомнений, — делится Николай Степанович. – Увидев в магазине понравившуюся открытку размером 4×12, а их в то время было предостаточно, сразу же ее приобретал, сию же минуту начинал раздумывать над тем, как правильно ее перенести на лист фанеры, не упустить во всем хотя бы малейшего нюанса».

Рассказывая о технике резьбы по дереву, Николай Степанович вкратце объясняет, что для создания картины необходима самая малость. Для начала нужен лист фанеры, который необходимо тщательно зачистить наждачной бумагой, чтобы образовалась гладкая поверхность, – ведь от этого, можно сказать, зависит «эстетичность» картины, – покрыть его специальным красителем бейцем, а дальше через копирку проложить необходимый рисунок, который впоследствии вырезается с помощью специальных резцов по дереву, и все «это удовольствие» в конце покрыть древесным лаком.

«На написание картин затрачивал в основном целый день, если картина маленьких размеров, ну а ежели картина была побольше, то приходилось потрудиться и в течение трех дней», — поясняет Николай Степанович.

В свое время увидеть картины Николая Степановича можно было и на выставке в Минске, организованной Министерством внутренних дел в 80-х годах минувшего столетия, а также и в Департаменте охраны.

За 15 лет безупречной службы в охране Николай Степанович в своем активе имеет 26 благодарностей, из которых 2 – от Министра внутренних дел БССР, государственные награды «За выслугу лет», «Ветеран труда». Но наиболее значимой для Николая Степановича является награда, полученная в 1977 году – личная фотография у развернутого Знамени УВД Брестского облисполкома…

Сейчас Николай Степанович находится на заслуженном отдыхе, занимается домашними делами. Но он действительно может гордиться тем, что те времена, когда он садился после работы, брал в руки лист фанеры и резец, не прошли бесследно. Об этом свидетельствуют множество картин, которые, спустя более 30 лет, «живут» и занимают достойное место в его доме.

«Художники вечно молоды», — сказал когда-то Томас Фуллер, английский литератор XVII века. А если художники не стареют, значит и картины остаются молодыми?..

1 IMG_0927 Богатырь Три богатыря