ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
Все имеет свою историю. История страны, которая пишется веками и проверяется временем. История человечества, где народ и каждый индивидуум в отдельности – наиценнейшее богатство. История структур, которым волею судеб и закона предначертано охранять и защищать то, что является нашим достоянием.
Служба охраны многогранна и специфична. Она отличается от многих других, находящихся в системе Министерстве внутренних дел, к которому непосредственно относится. Но роднит и объединяет их одно общее дело: обеспечение надежной защиты и укрепление правопорядка. На том мы и стоим.
ВЕХИ ИСТОРИИ
Охранная функция всегда была присуща государственным структурам и организациям, а для органов внутренних дел это была и есть специальная функция в борьбе за охрану собственности, общественного порядка, прав и законных интересов государства и граждан.
Министерства, ведомства, предприятия, организации и учреждения для охраны объектов в своих штатах имели сторожей. Организацией их работы занимались управления сторожевой охраны при исполкомах Советов депутатов трудящихся. Помимо этого существовали артели сторожевой охраны кооперации инвалидов. Сторожевым составом, как правило, охранялись базы, склады, магазины, торговые точки, столовые и прочие сооружения. В послевоенное время в охране социалистической собственности задействовалась ведомственная милиция. Под ее охрану на договорных началах принимались объекты, имевшие важное государственное значение: банки, заводы, фабрики и базы «Главювелирторга», аэровокзалы, водохранилища и гидроузлы, научно-исследовательские учреждения, исторические музеи и библиотеки, государственные архивы, особо важные сооружения и промышленные предприятия.
Кроме того, ведомственная милиция на территории охраняемых объектов выполняла также обязанности общей милиции по поддержанию общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью.
Реалии послевоенного восстановительного периода, развитие новых общественных отношений потребовали обособления охранных функций.
Предприятиям, стройкам, учреждениям и организациям было экономически нецелесообразно самим осуществлять охрану производимой продукции и материальных ценностей. Ведь для этого задействовались большие людские ресурсы, на содержание которых требовались значительные материальные средства. Стране, которая только восстала из руин после войны, очень нужны были рабочие руки. К тому же личный состав был не в состоянии обеспечить надежную защиту охраняемых объектов, а также должный уровень борьбы с правонарушителями.
Поэтому возникла необходимость создания единого специального органа, который освободил бы предприятия, стройки, учреждения и организации от охранных функций, предоставив им возможность сосредоточить все силы и людские ресурсы на хозяйственной деятельности.
29 октября 1952 года Совет Министров СССР принял Постановление «Об использовании работников в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств».
Оно было объявлено приказом Министра внутренних дел Союза ССР от 17 ноября 1952 года «О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР». Приказом предписывалось до 1 декабря 1952 года сократить численность охраны хозяйственных объектов, в том числе и мелких, в целом по министерству с 36100 до 27003 человек с их распределением по главным управлениям, управлениям и отделам. Были установлены новые лимиты численности ведомственной охраны.
В развитие вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР, которое являлось обязательным для всех республик, Совет Министров Белорусской ССР 15 ноября 1952 года принял Постановление с аналогичным названием. Согласно этому постановлению предписывалось до 1 декабря 1952 года сократить численность охраны хозяйственных объектов в целом по республике с 5726 до 2170 человек.
С 1 декабря 1952 года для республики устанавливается общая численность вневедомственной охраны мелких хозяйственных объектов в количестве 1055 человек вместо ведомственных 2109 человек.
Руководство вневедомственной охраной возлагается на органы милиции.
В связи с этим исполкомы городских Советов депутатов трудящихся, городов областного подчинения и города Минска были обязаны передать до 1 декабря 1952 года органам милиции МГБ СССР существующие в городах управления сторожевой охраны с имуществом и денежными средствами, а также перевести весь личный состав.
Под вневедомственную охрану в республике было передано 1055 человек сторожевой охраны.
Для полноценного функционирования новой структуры нужны были средства. Министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям предписывалось перечислить до 15 декабря 1952 года управлениям ведомственной охраны средства в размере 1/12 части от суммы ассигнований за охрану на 1953 год для обеспечения своевременной выплаты заработной платы за январь 1953 год и «впредь производить эти перечисления за две недели вперед до наступления срока выплаты заработной платы».
От министерств, ведомств, руководителей учреждений, предприятий до 1 января 1953 года требовалось заключить с управлениями вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции МГБ Белорусской ССР договоры на 1953 год на охрану мелких хозяйственных объектов, подлежащих обслуживанию вневедомственной охраной. Определялся дополнительный перечень мелких хозяйственных объектов, охрана которых передавалась наружной вневедомственной охране при органах милиции.
Вневедомственная охрана начинает функционировать, оснащаться технически, совершенствоваться.
Посты охраны оборудовались связью и сигнализацией с караульными помещениями, наблюдательными и радиофицированными вышками, охраняемые объекты и доступы к ним — предупредительной сигнализацией, приборами механической тревожной сигнализации, а также электрической сигнализацией в виде токонесущих малозаметных проволочных нитей. Ограждения периметра основной территории объекта, внешней запретной зоны и важнейших пунктов объекта защищались заборами различных конструкций. Предписывалось их освещение. Запретные зоны оборудовались указателями и контрольно-следовыми полосами.
Необходимо было определить условия жизнедеятельности молодой начинающей службы.
В связи с этим принимается ряд постановлений, регламентирующих организационные, технические и финансово-хозяйственные стороны ее деятельности. 7 января 1953 года Советом Министров СССР принимается Постановление «Об утверждении Положения о вневедомственной наружной сторожевой охране при органах милиции Министерства государственной безопасности СССР». Этим документом утверждаются нормы выдачи и сроки носки предметов спецодежды и снаряжения для личного состава вневедомственной охраны. Госпродснабу СССР и Госснабу СССР поручается предусматривать в проектах плана снабжения выделение Министерству госбезопасности СССР для вневедомственной наружной сторожевой охраны фондов на спецодежду, снаряжение и автотранспорт, при заключении договоров на 1953 год предписывается пользоваться установленными на 1952 год тарифами взимания платы за охрану объектов. Одновременно МГБ СССР поручается разработать на 1954 год новые тарифы. Совета Министров союзных республик, исполкомы Советов депутатов трудящихся обязаны предоставить вновь организуемым управлениям (отделам) вневедомственной наружной сторожевой охраны при органах милиции Министерства государственной безопасности СССР соответствующие рабочие и подсобные помещения. Указанное положение определяло основные задачи вневедомственной наружной сторожевой охраны, порядок приема-передачи объектов под охрану, требования к передаваемым под охрану объектам по технической укрепленности, ответственность службы охраны перед хозорганами, с которыми заключены договоры, организацию и руководство этой службой, материально-техническое обеспечение и порядок осуществления финансовой деятельности, требования к принимаемым на работу лицам.
Руководящему составу вневедомственной сторожевой охраны по предоставлению управления (отдела) охраны и с разрешения органов милиции выдавалось нарезное оружие, сторожам, в случае необходимости,- гладкоствольное.
Учитывая возрастающую роль вневедомственной охраны и ее востребованность, Совет Министров СССР 15 октября 1953 года принимает Постановление «Об увеличении штатной численности сторожей вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции».
Приказом МГБ СССР от 3 ноября 1953 года «О дополнительном приеме под вневедомственную наружную сторожевую охрану при органах милиции мелких торговых и других хозяйственных объектов министерства и ведомств» было потребовано от министров внутренних дел республик, начальников УМВД краев и областей принять 15 ноября 1953 года под охрану торговые предприятия Министерства торговли СССР в районных центрах, городах районного подчинения, рабочих поселках, курортных и дачных местностях.
Формирование вневедомственной охраны и определение ее основных функций должно было завершиться к 1 января 1954 года. По республикам, краям и областям устанавливалась численность управленческого аппарата вневедомственной сторожевой охраны (не более 4% от числа сторожей).
При численности сторожей до 10 человек руководство вневедомственной охраной возлагалось непосредственно на начальников отделений милиции, от 10 до 25 — вводилась должность одного бригадира за счет численности сторожей, от 25 до 50 человек — кроме бригадира вводилась и должность инспектора вневедомственной сторожевой охраны, от 50 и более сторожей в соответствии с типовыми штатами организовывались отделы и управления.
Приказом МГБ СССР от 14 ноября 1953 года «О мерах по улучшению работы вневедомственной наружной сторожевой охраны при органах милиции» были утверждены «Инструкция сторожу вневедомственной наружной сторожевой охраны», образец удостоверения, служебная книжка сторожа, табель поста, книга приема-сдачи объектов и постовая ведомость.
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1959 года Совет Министров Белорусской ССР 26 марта 1959 года принимает Постановление «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений», согласно которому признается целесообразным осуществление охраны мелких промышленных предприятий и строительных организаций, а также торговых, хозяйственных, административных и других объектов силами вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции МВД Белорусской ССР.
С 1 июля 1959 года в подразделениях вневедомственной сторожевой охраны организовывается учебная подготовка личного состава. Республиканским отделом охраны разработан и отправлен на места тематический план проведении занятий, определены учебные группы для всех категорий работников охраны.
При УВД областей были созданы областные управления охраны, организовано 8 новых отделов вневедомственной охраны. Все управления и отделы преобразованы в межрайонные, за каждым управлением, отделом закреплено 3-4 района.
В 1959 году в городах и районных центрах республики работниками вневедомственной сторожевой охраны предотвращено 177 краж из охраняемых объектов, в том числе 68 – с помощью электромеханической сигнализации. В 62 случаях преступники были задержаны на месте преступления.
Постановление Совета Министров СССР от 8 февраля 1965 года положило начало перевооружению вневедомственной охраны новыми техническими средствами охранно-пожарной сигнализации и созданию подразделений милиции вневедомственной охраны.
Вневедомственная охрана нашей республики на протяжении многих лет являлась базовым органом проведения различных совещаний по обмену опытом, изучению и обобщению передовых форм и методов работы.
ИСТОРИЯ ОХРАНЫ НА БРЕСТЧИНЕ