«Однажды собака по следам преступника в соседнюю деревню довела»– милиционер-кинолог Дмитрий Николайчик о четвероногих коллегах и секретах профессионального успеха.
«Родители не разрешали завести собаку…»
Дмитрий Николайчик имеет приличный профессиональный опыт: почти 13 лет он работает кинологом в Дрогичинском отделении Департамента охраны МВД. Он признается, раньше и не знал, что в отделении служат собаки, и никогда не представлял себя кинологом. Когда Дмитрий устраивался на службу, эта должность была вакантная и ему предложили ее занять. Спустя время Д.Н. Николайчик понял, что кинология ему по душе и он хочет развиваться в этом направлении.
– После того, как я устроился на службу в отделение, меня назначили на должность милиционера-кинолога, закрепили за мной собаку и отправили в учебный центр в Минске. Там меня обучили, как подготовить, натренировать служебную собаку. До этого я не знал, как с ней обращаться. Каждый год прохожу курсы повышения квалификации в Брестском управлении Департамента охраны МВД, – рассказывает Дмитрий Николайчик. – В детстве хотел завести собаку, но так как семья жила в квартире, родители не одобрили мое желание. Сейчас я живу в частном доме, и у меня на домашнем содержании живет служебная собака. Предыдущего четвероногого напарника, которого по старости списали, тоже забрал себе. Так мое детское желание воплотилось в жизнь.
«К каждой собаке нужен индивидуальный подход»
За время службы у дрогичинского кинолога было две собаки: Глэри и Вита. Глэри «ушла на пенсию» в 10 лет, сейчас ей 12 с половиной, и она ревнует хозяина к молоденькой и озорной Вите. По старой привычке Глэри, когда видит хозяина, выходящего из дома в форме, садится у двери вольера, готовая идти на службу.
– Я ее никому не отдавал, для меня это было бы предательством, – отмечает Дмитрий. – В подразделении собака является специальным средством, как наручники или резиновая палка, а для меня это прежде всего надежный напарник. Согласно закону есть несколько направлений, в которых можно применять служебную собаку. У нас основное – розыскная деятельность, поиск преступника по следу. Первоначально животные проходят общий курс дрессировки: тренируется послушание и безупречное выполнение команд. Только после этого собак обучают брать след, задерживать преступника, искать взрывчатые вещества, наркотики и другое. Это специальный курс.
Дмитрий Николайчик считает, что к каждой собаке нужен индивидуальный подход. Ведь они, как и люди, – каждая имеет свой темперамент. Дмитрий тренирует девочек, они, как он объясняет, более покладистые и преданные, чем кобели. Но и подход к ним нужен своеобразный, более чуткий и нежный.
– Нельзя вымещать на собаке свое недовольство. Ударил ее – доверие теряется! А доверие собаки к хозяину вернуть обратно очень тяжело, тем более у девочек. Собака чувствует отношение к себе – и отдача соответственная. В дрессировке используется поощрение, в основном это лакомство, ласка. Если собаку обижать, бить, требовать выполнение команд через грубую силу, она не будет слушаться, так как видит в хозяине не друга, а тирана, – рассказывает кинолог. – Хозяин у собаки должен быть авторитетом, лидером, чтобы этого добиться, нужно упорство, не идти на уступки. Если даешь команду собаке и она ее не выполнила, нельзя отмахиваться: «Ладно, в следующий раз». Она воспримет это как игру и будет дальше не слушаться хозяина. Собака должна безупречно выполнять команды, для этого хозяину необходимо добиться у питомца уважения и стать в его глазах лидером.
«Часто к помощи служебных собак прибегают при кражах и проникновениях»
Использование собаки во время задержаний тоже имеет свой эффект: при четвероногом напарнике нарушитель ведет себя более спокойно и не так активно противится законным требованиям. Часто к помощи служебных собак прибегают сотрудники РОВД при раскрытии краж и проникновений, поскольку они незаменимы в следовой работе.
– В Вульке-Антопольской произошла кража в магазине. Глэри по следам преступника в соседнюю деревню довела. По пути мы находили краденые конфеты, бутылки, тем самым убеждались, что мы идем в правильном направлении. Собака практически довела до дома вора. Однажды пресекли попытку кражи топлива в бывшей Сельхозхимии. Когда патрулировали город, обнаружили машину на обочине в ночное время. Остановились, заметили, что кто-то убегает с территории организации, а там остались канистры. Пустили собаку, и она отыскала нарушителей, спрятавшихся в траве. На Комбикормовом заводе была попытка проникновения – собака быстро обнаружила вора на удалении, – вспоминает случаи из милицейской практики Дмитрий Николайчик. – На результат влияет много факторов, например, давность следа. Допустим, кража была совершена в полночь, мы выбываем на место в утренние часы или в обед, за это время произошло испарение запаха, появились свежие следы, на запахи которых переключается собака. Это значительно утяжеляет задачу. Вызовы случаются в любое время суток, вне зависимости – выходной у тебя или нет.
«Пенсия у собак наступает в 8 лет»
– Глэри списали в 10 лет, она не потеряла свои навыки, но у нее были проблемы со здоровьем, – рассказывает Дмитрий. – «Пенсия» у собак наступает в 8 лет, могут продлить службу до 10-11 лет, если она еще может выполнять свои функции, обязанности. Определяет это специальная комиссия. Если брать по нашим меркам, 10 лет у собаки – это, в среднем, 70 человеческих лет.
«Терпение, терпение, терпение и еще раз терпение»
Сейчас у многих людей есть собака, но далеко не каждому удается добиться от нее послушания, не говоря уже о выполнении ею различных команд. Часто хозяева обращаются за помощью к профессионалам. Какими же качествами должен обладать кинолог, чтобы достичь в этом деле успеха?
– Самым главным качеством должно быть терпение. У кинологов есть девиз: «Первое – желание, второе – терпение, третье – терпение, четвертое – терпение и еще раз терпение». Потому что собаке, в отличие от человека, нужно 100 раз показать и объяснить. Вот, вроде, сегодня она все команды выполняет, а назавтра отказывается, забывает, не понимает, что от нее хотят. Опять же если у меня не будет терпения, я буду срываться, кричать на собаку, бить – доверие у нее теряется. Также – любовь к животным. Если не будешь любить собаку – не будет желания дрессировать, гулять с ней. Если есть желание работать с собакой, терпение и любовь к животным – тогда все будет получаться, – уверен дрогичинский кинолог.
«В первую очередь, собака – это друг»
Кинолог лучше, чем кто-либо другой, может найти аргументы для родителей, которые сопротивляются желанию детей завести собаку.
– Во-первых, в ребенке развивается доброта и ответственность. Он ухаживает за собакой и понимает, что отвечает за нее. В первую очередь, собака – это друг, преданный и верный, который останется с хозяином при любых обстоятельствах, чтобы ни случилось. Собаки защищают детей, даже если не обучены этому специально, – отмечает Дмитрий Николайчик. – В интернете много роликов, в которых показано, как на ребенка нападают другие собаки или подходят незнакомые люди и собака оберегает малыша. Напарник покупал собаку, и ее хозяева рассказывали, что питомец не подпускала детей к воде, пока те гуляли по пляжу. Когда дети шли к воде, собака оббегала их, останавливалась и лаяла.
Мои дочки обожают играть с Витой и Глэри. Вите 1,2 года, по человеческим меркам это, примерно, 7-8 лет – возраст моих детей. Им весело вместе бегать, играть в «догонялки», бросать собакам палки и мячи, а Глэри и Вита их с радостью приносят. Дочки видят, как я дрессирую собак, какие команды им подаю, и пытаются повторять за мной.
Оксана КУЦЕНКО, корреспондент газеты «Драгічынскі веснік»
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА