Ко Дню Конституции Республики Беларусь

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Ïî èíèöèàòèâå ÁÐÑÌ 14 ìàðòà ñòàðòîâàëà Âñåáåëîðóññêàÿ àêöèÿ "Ìû - ãðàæäàíå Áåëàðóñè!", ïîñâÿùåííàÿ Äíþ Êîíñòèòóöèè Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü. Ñòàðòîì àêöèè "Ìû - ãðàæäàíå Áåëàðóñè" ñòàëà òîðæåñòâåííàÿ öåðåìîíèÿ âðó÷åíèÿ íàöèîíàëüíûõ ïàñïîðòîâ, êîòîðàÿ ñîñòîÿëàñü â Ðåñïóáëèêàíñêîì äîìå ìîëîäåæè â Ìèíñêå. Íà ñíèìêàõ: 1. Ïåðâûé ñåêðåòàðü ÖÊ ÁÐÑÌ Èãîðü Áóçîâñêèé âðó÷àåò ïàñïîðò Àííå Øìîòíèêîâîé. 2. Ìàøà Ëåîíîâà è Îëÿ ßáëîíñêàÿ 3. Ïåðâûé ñåêðåòàðü ÖÊ ÁÐÑÌ Èãîðü Áóçîâñêèé âðó÷àåò ïàñïîðò Âèêòîðèè Òóðîê 4. Âèêòîðèÿ Òóðîê. 5. Âî âðåìÿ âðó÷åíèÿ. 6. Êàòÿ Ñêàëàáàí. 7. Ïåðâûé ñåêðåòàðü ÖÊ ÁÐÑÌ Èãîðü Áóçîâñêèé ñ ìîëîäåæüþ. 8. Þðà Äåìèäîâè÷ ñ 9. Ïàñïîðòà ãðàæäàí Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü. Ôîòî Àëåêñàíäðà Äèäåâè÷à, ÁåëÒÀ.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:

  • политический плюрализм;
  • закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
  • установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
  • закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • верховенство права;
  • разделение и взаимодействие властей;
  • прямой характер действия норм Конституции.

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.

Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам — важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Содержание Конституции Республики Беларусь

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В первом разделе Конституции «Основы конституционного строя» дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе «Личность, общество, государство» закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан.

Третий раздел «Избирательная система. Референдум» закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов.

В четвертом разделе «Президент, Парламент, Правительство, Суд» определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел «Местное управление и самоуправление» определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия.

В шестом разделе «Прокуратура. Комитет государственного контроля» содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов — Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

В седьмом разделе «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

«Заключительные и переходные положения» содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона.

В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд» и VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.

За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции.

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.

Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа.

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 90,28% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

http://president.gov.by/ru/constitution_ru/

Полный текст Конституции Республики Беларусь размещен на портале Национального центра правовой информации Республики Беларусь